Познавательный интерес


 Ребенок - это особый мир с присущими  ему особенностями в зависимости  от наследственности, возраста, пола, своеобразия  социального и психического развития. В процессе своего становления как  личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него.
     Период  от рождения до поступления в школу  является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение  всей последующей жизни, качеств  и свойств, делающих его человеком. 
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом  для приобретения в дальнейшем любых  специальных знаний и навыков  и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и  свойства психики детей, которые  определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение  ко всему окружающему, но и те, которые  представляют собой «заделы» на будущее  и выражаются в психологических  новообразованиях, достигаемых к  концу данного возрастного периода. В  дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
  Интерес – это «сплав» многих психических  процессов, образующих особый тонус  деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего  предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые  устремления к их преодолению).
 Познавательный  интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом  сопряжен с формированием многообразных  личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
     Более того, познавательный интерес, активизируя  все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному  поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в  предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания  иных необходимых способов, привнесения  в них творческого начала).
     Особенностью  познавательного интереса является его способность обогащать и  активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется  в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ  современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. 
Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую  деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает  с большим пристрастием, более  эффективно.
 Познавательный  интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития: любопытство,любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
     Любопытство – на этой стадии ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с  занимательностью того или иного  предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным  толчком.
     Любознательность  – на этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания.
Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
     Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени  познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и  взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи  со сменой  предметной области, и  сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит  в любознательность. 


Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

     Дошкольный  возраст- период  расцвета детской  познавательной активности. К 3-4 годам  ребенок как бы освобождается  от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить  и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи  и закономерности.
     В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный  феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. 

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
     Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и  как растет, живет. 




Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
     Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий